Понятие «чёрный пиар» традиционно толкуется как нечто порочащее репутацию человека, компании, товара-бренда и др. Но, на мой взгляд, оно несёт в себе куда большую смысловую нагрузку.
Сообщество профессиональных пиарщиков, в частности в России представленное членами РАСО, всегда боролось за трактовку PR как важной, полезной для общества деятельности. То же самое можно сказать и о журналистике, миссия которой изначально обозначена как информирование общественности, обеспечение связи всех институтов общества.
К примеру, в фильме «Ромовый дневник» такая трактовка миссии PR и журналистики напрочь отвергается.
В нашем обществе существует множество реальных проблем, которые требуют немедленного решения. Но заниматься ими никто не хочет. В этом контексте один из героев фильма говорит другому: «Десять лет назад я бы сказал тебе – займись этим. Сейчас говорю: забудь. Мир не изменить. Порой надо плюнуть и продолжать грести. Прямо на этот г***нный закат. В мире мало справедливости. Тысячи будут растоптаны, пока ты завтракаешь. Это не новости. Это закон экономики. И тем, кого г***нный закат не накрыл, надо на всё забить. Наш читатель не такой». Общественная миссия журналистики и PR уничтожается, трансформируется. Об этике речи уже не идёт. Такие вопросы как «разве это законно?» становятся «неуместным комментарием». Речь идёт о выживании в условиях действительности.
Насколько материальные ценности начинают превалировать над этической стороной говорит и следующий момент в фильме «Ромовый дневник». Один герой говорит другому, что СМИ живёт на рекламе, «поэтому есть некоторые темы, которые мы обходим». На что второй герой задаёт вопрос: «то есть ничего не писать?». И получает ответ «то есть думать головой». Само понятие «думать головой» в PR и журналистике сегодня переориентируется. Если изначально журналисты и пиарщики в понятие «думать головой» вкладывали смысл «а не навредит ли это обществу или кому-либо? а будет ли польза обществу от этого?», то сейчас в это понятие вкладывается совсем другой смысл – «а не навредит ли это мне? а будет ли от этого выгода мне?».
На первый взгляд, кажется, что PR и журналистика превращаются в лживую фальшивую деятельность, представленную эгоистичными людьми. Но с другой стороны журналисты и пиарщики испытывают постоянное давление рынка, конкуренции, запросов и всё большей осведомлённости общественности, почему и вынуждены искать компромисс между необходимостью выполнения изначально заложенной в их деятельность общественной миссии и всеми перечисленными факторами давления.
Границы этики, по моему субъективному мнению, обусловлены именно возможностью и желанием журналистов и пиарщиков искать и находить этот компромисс. Индивидуальный выбор определяет этическую сторону деятельности каждого специалиста.
А такое понимание вопроса как «За свою мечту плати сам. Есть тонкая грань между грёзами и реальностью. Разбудишь публику – ещё деньги вернуть потребуют», к сожалению, ведёт, к той крайности, когда специалист даже не пытается найти компромисс, поддаваясь тенденциям времени и реальности. На мой взгляд, это не имеет ничего общего с понятием профессионализма пиарщика и журналиста.
Следите за нашими новостями в Telegram-канале FreshPR