При высоком коммуникационном потенциале они реализуются в весьма ограниченном формате. А ведь основной эффект от вложенных средств (а их в «Сочи-2014», как все мы знаем, было вложено неимоверное количество) наступает позже – когда проект за счет охвата своей аудитории и ее вовлечения в коммуникацию начинает работать сам на себя, снижая издержки на последующую коммуникационную активность.
Практически ни одна крупная российская компания не обошла Олимпийские Игры в Сочи – все так или иначе поддержали проект. Но как только закончились спортивные соревнования, интерес бизнеса к ней пропал. Небольшой пост-пиар организовали только «Мегафон», «Сбербанк» и еще несколько компаний. При этом потенциал Олимпийских игр как одного из самых значимых событий столетия в России, настолько велик, что глупо им не воспользоваться.
Компании тратят огромные средства на креативные разработки для коммуникационных активностей. По-настоящему хорошие идеи сегодня стоят очень дорого. Олимпийские игры дали толчок развитию спортивно-культурных проектов в России. Они практически задали тренд. Уже сейчас мы начинаем задумываться о Чемпионате Мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. И сейчас у российского бизнеса и власти есть 3-4 года, чтобы сделать грядущий мундиаль не еще одним лучом света в темном царстве, а закономерным этапом в развитии спортивно-культурных проектов в России. За этим будущее и в коммуникациях в бизнесе.
Сегодня российское общество, медленно, но верно, развивается со свойственной ему спецификой. Региональное разнообразие, разнообразие национальностей, культур, языков, традиций и обычаев, уровня развития и социально-экономической специализации отдельных регионов предполагает необходимость разработки индивидуальной коммуникационной программы практически для каждого региона России. К примеру, в северной полосе России, где еще не достаточно развиты современные средства коммуникации, не имеет смысла использовать гаджеты, но учитывая местную специфику – традиции северных народов, легенды, истории, уникальные достопримечательности вполне возможно организовать активности, которые и местному населению придутся по душе, и обеспечат известность в других регионах.
Один из самых заметных проектов последних лет – это «I’m Siberian» - открытый социальный проект, цель которого по замыслу его авторов – популяризация Сибири во всем мире. За основу проекта была взята идея Сибири со всеми ее реальными характеристиками и стереотипами. Сибирь предстала перед всем миром как территория-бренд, объединяющая миллионы людей во всем мире, которые живут, жили или когда-либо посещали Сибирь и полюбили этот уголок.
Как Сочи уже никогда не будет прежним после Олимпийских Игр, отголоски которых навсегда останутся в истории города, так и любой другой город, которого коснулись преобразования в рамках масштабных социально-культурных, спортивных, экономических проектов, никогда не забудет их. Все крупные проекты имеют большой коммуникационный потенциал, но если его не использовать и не развивать, любые инициативы вместо того, чтобы работать на дальнейшее развитие города и населяющих его людей, останутся лишь историей – приятным воспоминанием.
Два совершенно разных проекта – «I’m Siberian» и «Сочи-2014» - при всех их особенностях характеризуются одной общей чертой. Проект «I’m Siberian» был основан на фундаментальной идее патриотизма сибиряков и за счет этого он имел такой успех. «Сочи-2014» собрал по всей стране несколько десятков тысяч волонтеров, которые были особенно хорошо отмечены гостями Олимпиады. В эстафете Олимпийского огня, который посетил 130 городов 83 субъектов федерации, приняли участие сотни тысяч россиян. Своеобразие России состоит в необыкновенно сильном чувстве патриотизма российских граждан и почти жизненной необходимости испытывать гордость за свою страну и свою малую родину. Это оказывает сильное влияние на специфику коммуникационных проектов в России. Россияне готовы вкладывать собственное время и собственные силы в социальные имиджевые проекты и проекты, направленные на улучшение условий жизни, облика города и т.п. Так, например, многие крупные корпорации привлекают к реализации своих социальных проектов собственных сотрудников.
Ряд оригинальных проектов реализовано в преддверии «Сочи-2014». Компания «Мегафон» создала практически «с нуля» сборную команду России по следж-хоккею, которая на первых же для себя Олимпийских играх стала бронзовым призером. Группа «Адамас», выигравшая тендер на производство Олимпийских медалей для «Сочи-2014», реализовала уникальный проект «Путешествие Олимпийских медалей по стране».
Совсем не обязательны условия масштабности и затратности такого рода проектов. Энтузиазм участников проекта способен значительно снизить затраты на его реализацию, при этом качество реализации проекта будет значительно выше, поскольку каждый его участник будет видеть собственный вклад в проект и чувствовать свою ответственность за тот или иной его участок.
Ряд российских компаний на протяжении последнего десятилетия предпринимают попытки развивать в России отдельные, локальные социально-культурные, образовательные, экологические и другие проекты. Например, Группа Магнезит в последние годы активно работает в этом направлении в Челябинской области, реализуя различные культурно-образовательные проекты. «Уралкалий» активно развивает баскетбол в Пермском крае.
Именно за такими событийными коммуникационными проектами будущее.
Следите за нашими новостями в Telegram-канале FreshPR